Мобильные буровые установки, при сравнении со стационарными, имеют меньшие габариты. Несмотря на это, их транспортировка — нелегкая задача, требующая знаний по подготовке оборудования и транспортной логистике. В связи с этим регулярно проводятся новые разработки по облегчению перевозки. Для этого модернизируется как оборудование, так и сам транспорт. Обсудим: виды буровых установок, как их подготавливать, особенности логистики и способы транспортировки техники.
Разнообразие мобильного бурового оборудования
Все буровые установки разделяются на три большие группы: стационарные, мобильные и самоходные. Первый вид монтируется на весь срок эксплуатации на одно место, без возможности транспортировки и обладает большими размерами. Модели последнего вида перемещаются с объекта на объект без применения техники, так как оснащены гусеницами или колесами, по весу оборудование самое легкое.
Мобильные установки перевозятся на объект спецтехникой, при этом оборудование грузят блоками или в полностью разобранном виде и собирается на объекте. От того в каком виде погружается установка (блоки или разборно), зависит выбор вида транспорта, а также метод перевозки.
Независимо от того в каком виде перевозится мобильная установка, ее детали имеют большие габариты и вес, поэтому следует тщательно подходить к выбору транспорта и пути его следования. В противном случае техника может не выдержать нагрузку, а также некоторые детали оборудования при перевозке могут быть повреждены.
Основные этапы перевозки
Чтобы комплектующие буровой установки были доставлены целыми, без потерь, а также без повреждения элементов дорожных сооружений и к оговоренной дате, заранее изучаются основные этапы транспортировки, которые состоят из:
- Анализ сложности конструкции оборудования. Для этого изучаются все характеристики буровой установки от габаритов и целей применения до максимально возможных вариантов разборки. При демонтаже оборудования на элементы все подвижные детали тщательно фиксируются, иначе при перевозке они могут выйти из строя. Изучение особенности конструкции позволит подобрать безопасную перевозку, а также вид техники для транспортировки и погрузки комплектующих буровой установки.
- Выбор вида транспорта. Он зависит от размеров груза, ландшафта и удаленности объекта доставки.
- Выбор оптимального маршрута. При этом учитывается рельеф дороги (спуски, подъемы, сложность поворотов, мосты, тоннели, наличие разрешения для проезда тяжелого транспорта и т.д.) и ее протяженность. Последний пункт учитывается в обязательном порядке, если сроки доставки установки сжаты. Рельеф трассы тоже играет важную роль, так как при спусках или поворотах, узком тоннеле, могут повредится большие элементы конструкции.
- Разработка безопасности перевозки. В пункт включается выбор видов крепления элементов установки к транспорту. Они должны прочно фиксировать конструкцию и при этом не нарушать ее целостность. При выборе видов крепления часто используется 3D-моделирование, позволяющее подобрать оптимально безопасное решение. При выборе креплений, учитывается каким способом планируется грузить комплектующие оборудования, вид используемых строп.
- Комплектация специалистов и оснащение системой наблюдения. Рабочие следят за состоянием элементов установки и транспорта во время перевозки груза. Система наблюдения позволяет мониторить за комплектующими оборудования во время движения техники.
- Проработка этапа разгрузки и монтажа установки после ее доставки на объект. Элементы оборудования важно не только доставить в сохранности, но и выгрузить и собрать на объекте. Разгрузка производится техникой, используемой при погрузке. Если часть элементов буровой установки для удобства транспортировки была демонтирована, то после разгрузки их собирают.
- Получение разрешения на перевозку груза. В противном случае во время транспортировки могут возникнуть проблемы.
Совет. В процессе перевозки буровой установки не исключено возникновение внештатных ситуаций, поэтому специалисты рекомендуют страховать груз перед поездкой.
Для того чтобы этапы перевозки тщательно проработать, специалист транспортной компании посещает объект, изучает груз, а также траекторию его перемещения. Далее более подробно рассмотрим пункты: моделирование оснастки, наблюдения и юридическое согласование.
Моделирование оснастки необходимо чтобы конструкция, фиксирующая детали установки к транспорту, выдерживала нагрузку в несколько раз больше, чем указано в расчетах, это исключит вероятность разрыва строп. Чтобы добиться 100% безопасности, оснастку моделируют на 3D оборудовании, например программа «Компас». При такой разработке можно рассмотреть, как поведут себя фиксирующие устройства при различных ситуациях, а также рассчитать центр тяжести для каждого элемента, чтобы транспорт в дороге не перевернулся.
Транспортируемые элементы установки в процессе передвижения нуждаются в особом контроле. Важно следить, чтобы крепежная деталь прочно удерживала все элементы конструкции. Также для перевозки установки используется крупногабаритный автомобильный транспорт (чаще низкорамные тралы) или автопоезд. В результате последний прицеп или состав не виден из кабины водителя/машиниста. Для этого на транспорте устанавливается специальное видеонаблюдение, позволяющее мониторить за грузом в пути.
Юридическое согласование — это наличие у компании документов означающих законность осуществления транспортировки крупногабаритных грузов. Иначе, даже если транспорт отправится в путь, до объекта может не доехать из-за отсутствия документов. В итоге это приведет к задержке доставки, не исключены штрафы. Разрешительная документация оформляется после выбора способа перевозки бурового оборудования.
В каких случаях требуется разрешение на транспортировку установки
Кроме наличия у компании документов на ведение транспортной деятельности, некоторые установки нуждаются в разрешении на перевозку. Это правило относится к буровому оборудованию, габариты которого выше:
- Высота – 4 м. Мосты над автодорогами и путепроводы не пропустят транспорт с грузом выше указанной отметки, он не сможет проехать так как застрянет. Для перевозки установок с параметром выше подбираются трассы без перечисленных конструкций на пути.
- Ширина – 2,5 м. Дороги имеют ограничения по ширине. Если трасса однополосная, то угроза будет на тротуаре для пешеходов, а если двухполосная, то груз может повредить встречный транспорт. ГИБДД в данном случае будет перекрывать встречное движение, чтобы избежать аварий.
- Длина – 20м. При большем значении возникнет сложность обгона транспорта, а так как большегруз должен ехать с небольшой скоростью, за ним образуется большая очередь из автомобилей. Сотрудники ГИБДД смогут скорректировать движение, чтобы избежать пробок.
Такие установки считаются крупногабаритными и при перевозке должны сопровождаться автотранспортом ГИБДД или другими спецслужбами.
Особенности подготовки и перевозки буровой установки
Чтобы обеспечить безопасную перевозку оборудования, необходимо тщательно его подготовить. Для этого сотрудником транспортной компании по паспорту изучаются особенности конструкции. После этого производится демонтаж оборудования на оптимально допустимые узлы: компрессоры, погружной элемент, вышка и т.д. Далее выполняется осмотр на техисправность транспортного средства выбранного для перевозки груза.
Для безопасности перевозки изучается ландшафт от места отправки груза до объекта. Если доставка установки возможна только автотранспортом, то может потребоваться проектирование и подготовка сложной трассы. Для этого может понадобиться засыпка оврагов, укрепление мостов, расширение трассы вырубкой деревьев по обочине, зимой тщательная очистка дороги от снега и т.д. При этом предварительно выбирается оптимальный вариант трассы, на которой нет крутых поворотов, и корректировка участка не требуется или нужна минимальная.
Каждый узел упаковывается и маркируется. Это обеспечивает безопасность перевозки и быстроту сборки конструкции на объекте. При этом для подвижных и хрупких деталей упаковочному материалу уделяется особое внимание. После этого заказывается техника для погрузки, выбор которой зависит от тяжести и габаритов груза. Также подбираются крепежные элементы, которые надежно зафиксируют детали оборудования на транспортном средстве. В завершении выполняется погрузка и крепление груза.
Упакованный и закрепленный груз перевозится к пункту назначения выбранным способом по оптимально безопасному маршруту. Если узлы крупногабаритные, то транспортировка сопровождается ГИБДД. В процессе перевозки выполняется регулярный контроль за состоянием груза и используемого транспорта. При выявлении отклонений производится остановка для устранения неисправностей.
После доставки узлов на объект выполняется разгрузка транспорта и монтаж. Быстрота сборки обеспечивается маркировкой упаковок. Завершается перевозка груза проверкой бурового оборудования на пригодность к работе.
Монтаж буровой установки зависит от того, в каком виде транспортировалась конструкция:
- Агрегатном. Установку перевозится практически в полностью разобранном виде, что сопровождается сложностью ее монтажа на объекте. Поэтому необходимы рабочие с высокой квалификацией и знанием конструкции и специфики работы данного бурового оборудования.
- Мелкоблочном. Перевозка установки таким методом считается оптимальным вариантом. Конструкция легко собирается на объекте, а также нет сложностей с выбором транспорта, так как узлы обычно не превышают допустимые параметры. Дополнительно стоимость такое перевозки самая минимальная.
- Крупноблочном. Для перемещения буровое оборудование разбирается на крупные узлы. Несмотря на их небольшое количество, перевозка и сборка затруднены большими размерами и массой. В связи с этим для транспортировки и монтажа потребуется специализированная техника.
Какой вид демонтажа используется, определяет специалист в зависимости от рельефа на маршруте и специфики буровой установки.
Виды способов перевозки буровых установок
Доставить буровую установку до пункта назначения можно четырьмя способами: по автотрассе, железной дороге, воздуху и воде. Выбор метода зависит от габаритов и веса груза, маршрута, а также рельефа автодороги и наличия подъездных путей. Обсудим особенности перевозки бурового оборудования для каждого способа.
Автомобильный
Метод пользуется большим спросом, так как груз доставляется сразу на объект, но часто занимает много времени, при сравнении с другими способами. Для перевозки чаще применяют тралы с низкими платформами, прикрепленные к тягачам. Они способны перевозить крупногабаритные грузы по разным трассам.
Железнодорожный
Доставить установку до объекта данным способом невозможно, для подвоза конструкции до места бурения требуется автотранспорт. Метод выбирают, когда перевозка выполняется на длинные расстояния. Для транспортировки элементов установки используются специализированные платформы.
Водный
Не самый популярный способ и используется для перевозки бурового оборудования, применяемого для создания скважин в море. Транспортировка груза возможна только при наличии водных путей. Для перемещения элементов конструкции используются баржи и специализированные суда.
Воздушный
Метод применяется очень редко и не только из-за невысокой стоимости. Для перемещения буровой установки воздушным транспортом большие ограничения по массе груза и его габаритам. Есть у способа и плюсы — буровую конструкцию по воздуху можно доставить на объект, расположенный в труднодоступной зоне.
Независимо от выбранного способа, необходимо обеспечить безопасность транспортировки груза и оформить соответствующую документацию.
Требования безопасности транспортировки буровой установки
Обеспечение безопасности перевозки конструкции является одним из важных пунктов. Для этого все рабочие должны иметь высокую квалификацию и большой опыт в выполнении данных работ. Кроме этого, необходимо соблюдать следующие правила:
- Тщательный осмотр транспорта. Особое внимание уделяется рулевой и тормозной системе, а также двигателю. В противном случае поломка может стать причиной длительного простоя транспорта, в итоге сроки доставки бурового оборудования будут сорваны.
- Осмотр трала. На данную составляющую транспорта приходится основной вес установки, поэтому важно чтобы конструкция была без дефектов. Иначе в случае поломки, для ремонта трала потребуется его разгрузка, а для этого понадобится погрузочно-разгрузочная техника.
- Обеспечение безопасности выступов. На высокие и торчащие концы узлов устанавливаются сигнальные фонари. Благодаря этому выступающие части конструкции видны в темное время суток. Сигнальные фонари обеспечивают безопасность как выступающим элементам установки, так и встречному транспорту.
- Качественная упаковка узлов. Элементы установки должны не только плотно фиксироваться к транспорту, а подвижные элементы закреплены от перемещений, но и защищены от природных явлений, таких как дождь, снег, ветер и т.д. Материал и форма упаковки подбираются с учетом размеров и особенностей узла бурового оборудования.
В случае возникновения внештатной ситуации требуется остановить транспорт для устранения поломки.
Из чего складывается цена перевозки мобильной буровой установки
Стоимость услуги зависит от совокупности следующих факторов:
- Размеры. Перевозка крупногабаритных деталей и узлов нестандартных размеров стоит дороже, чем транспортировка элементов со стандартными параметрами.
- Масса узлов установки. Чем тяжелее груз, тем дороже перевозка, так как требуется подбирать особый транспорт и обеспечивать более прочные крепежные детали.
- Маршрут. Если объект расположен далеко и трасса сложная, то и цена за перевозку будет высокой.
- Упаковка и погрузка. Некоторые узлы установки требуют использования специализированного упаковочного материала, который стоит дороже обычного. Кроме этого, для погрузки тяжелых элементов конструкции или негабаритных необходима специализированная техника, а это дополнительные расходы.
- Способ перевозки. Перевозка автомобильным транспортом в разы дешевле, чем воздушным. А если выбран железнодорожный, то потребуется задействовать автотранспорт для доставки груза на объект, а это дополнительные расходы.
- Страховка. Буровая установка является дорогим оборудованием, поэтому перед перевозкой рекомендовано ее застраховать от повреждений и других внештатных ситуаций.
- Сопровождение. При перевозке бурового оборудования нанимают рабочих, которые следят за состоянием узлов, крепежных деталей, транспорта. Сколько сотрудников понадобится, зависит от габаритов установки.
Транспортировка мобильной буровой установки очень сложная задача, требующая особого подхода. Правильно организованный процесс — половина успеха. В этот пункт входят: оценка сложности конструкции, выбора маршрута, способа передвижения, фиксации узлов, а также техники для погрузки и разгрузки. Остальная половина зависит от квалификации рабочих участвующих в демонтаже, погрузке и сопровождении оборудования до объекта.